Христос как суть Благотатный огонь, не палит, не обжигает, только душу освещает.
Галатия, куда направлял Ап. Павел свое послание, – это страна в центре Малой Азии, получившая свое название от поселившихся в ней галльских (кельтских) племен (около 277 г. до Р. X.), у которых главными городами были Анкира и Пессин, сейчас это территории современной Турции. Послание святого Апостола пронеслось скозь века и сейчас как никогда актуально и полезно для спасения людей, населяющих сегодня эту страну, избавления их от законной клятвы и освождения души от рабства и гнета.
ПОСЛАНИЕ
К ГАЛАТАМ
1
1 Павел Апостол, избранный не
человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим
Его из мертвых,
2 и все находящиеся со мною
братия – церквам Галатийским:
3 благодать вам и мир от Бога
Отца и Господа нашего Иисуса Христа,
4 Который отдал Себя Самого
за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и
Отца нашего;
5 Ему слава во веки веков.
Аминь.
6 Удивляюсь, что вы от
призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,
7 которое впрочем не иное, а
только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование
Христово.
8 Но если бы даже мы или
Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да
будет анафема.
9 Как прежде мы сказали, так
и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет
анафема.
10 У людей ли я ныне ищу
благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне
угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
11 Возвещаю вам, братия, что
Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и
научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем
образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе
более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих
моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший
меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына
Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же
советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к
предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года,
ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я
не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
20 А в том, что пишу вам,
пред Богом, не лгу.
21 После сего отошел я в
страны Сирии и Киликии.
22 Церквам Христовым в Иудее
лично я не был известен,
23 а только слышали они, что
гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, – 24
и прославляли за меня Бога.
2
1 Потом, через четырнадцать
лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.
2 Ходил же по откровению, и
предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною
язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.
3 Но они и Тита, бывшего со
мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться,
4 а вкравшимся лжебратиям,
скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе
Иисусе, чтобы поработить нас,
5 мы ни на час не уступили и
не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.
6 И в знаменитых чем‑либо,
какими бы ни были они когда‑либо, для меня нет ничего особенного: Бог не
взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.
7 Напротив того, увидев, что
мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных
8 [ибо Содействовавший Петру
в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников],
9 и, узнав о благодати,
данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве
руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным,
10 только чтобы мы помнили
нищих, что и старался я исполнять в точности.
11 Когда же Петр пришел в
Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых
от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и
устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и
прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они
не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты,
будучи Иудеем, живешь по‑язычески, а не по‑иудейски, то для чего язычников
принуждаешь жить по‑иудейски?
15 Мы по природе Иудеи, а не
из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что
человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы
уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами
закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во
Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель
греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю,
что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона,
чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет
во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия,
возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
21 Не отвергаю благодати
Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
3
1 О, несмысленные Галаты! кто
прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан
был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от
вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что,
начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы
неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и
совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через
наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и
это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие
суть сыны Авраама.
8 И Писание, провидя, что Бог
верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все
народы.
9 Итак верующие
благословляются с верным Авраамом,
10 а все, утверждающиеся на
делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не
исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11 А что законом никто не
оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12 А закон не по вере; но кто
исполняет его, тот жив будет им.
13 Христос искупил нас от
клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий
на древе],
14 дабы благословение
Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить
обещанного Духа верою.
15 Братия! говорю по
рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не
отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были
обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об
одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о
Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать
лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону
наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан
после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится
обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не
бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен
обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то
подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило
под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
23 А до пришествия веры мы
заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться
вере.
24 Итак закон был для нас
детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы
уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по
вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа
крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни
язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы
одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы
семя Авраамово и по обетованию наследники.
4
1 Еще скажу: наследник,
доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и
домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в
детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота
времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены,
подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных,
дабы нам получить усыновление.
6 А как вы – сыны, то Бог
послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»
7 Посему ты уже не раб, но
сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
8 Но тогда, не знав Бога, вы
служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или,
лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и
бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы,
времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно
ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте,
как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в
немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели
искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела
Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны!
Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и
отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался
врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а
хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром
всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я
снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у
вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие
быть под законом: разве вы не слушаете закона?
22 Ибо написано: Авраам имел
двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.
23 Но который от рабы, тот
рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.
24 В этом есть иносказание.
Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть
Агарь,
25 ибо Агарь означает гору
Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми
своими в рабстве;
26 а вышний Иерусалим
свободен: он – матерь всем нам.
27 Ибо написано: возвеселись,
неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что
у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.
28 Мы, братия, дети
обетования по Исааку.
29 Но, как тогда рожденный по
плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
30 Что же говорит Писание?
Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном
свободной.
31 Итак, братия, мы дети не
рабы, но свободной.
5
1 Итак стойте в свободе,
которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
2 Вот, я, Павел, говорю вам:
если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3 Еще свидетельствую всякому
человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4 Вы, оправдывающие себя
законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5 а мы духом ожидаем и
надеемся праведности от веры.
6 Ибо во Христе Иисусе не
имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
7 Вы шли хорошо: кто
остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
8 Такое убеждение не от
Призывающего вас.
9 Малая закваска заквашивает
все тесто.
10 Я уверен о вас в Господе,
что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на
себе осуждение.
11 За что же гонят меня,
братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился
бы.
12 О, если бы удалены были
возмущающие вас!
13 К свободе призваны вы,
братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью
служите друг другу.
14 Ибо весь закон в одном
слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
15 Если же друг друга
угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
16 Я говорю: поступайте по
духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,
17 ибо плоть желает
противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что
вы не то делаете, что хотели бы.
18 Если же вы духом водитесь,
то вы не под законом.
19 Дела плоти известны; они
суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
20 идолослужение, волшебство,
вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси,
21 ненависть, убийства,
пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял,
что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
22 Плод же духа: любовь,
радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На
таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы,
распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по
духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться,
друг друга раздражать, друг другу завидовать.
6
1 Братия! если и впадет
человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости,
наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга,
и таким образом исполните закон Христов.
3 Ибо кто почитает себя чем‑нибудь,
будучи ничто, тот обольщает сам себя.
4 Каждый да испытывает свое
дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,
5 ибо каждый понесет свое
бремя.
6 Наставляемый словом, делись
всяким добром с наставляющим.
7 Не обманывайтесь: Бог
поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:
8 сеющий в плоть свою от
плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
9 Делая добро, да не унываем,
ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
10 Итак, доколе есть время,
будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
11 Видите, как много написал
я вам своею рукою.
12 Желающие хвалиться по
плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за
крест Христов,
13 ибо и сами обрезывающиеся
не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей
плоти.
14 А я не желаю хвалиться,
разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят,
и я для мира.
15 Ибо во Христе Иисусе
ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
16 Тем, которые поступают по
сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
17 Впрочем никто не отягощай
меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.
18 Благодать Господа нашего
Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.