Мусульмане,
полемизирующие с христианами, очень часто прибегают за помощью к проповедям
критиков христианства. Одним из таких критиков является мусульманин Юша Эванс,
позиционирующий себя как бывший христианин, поверивший в истинность ислама.
Многочисленные ролики, составленные из его проповедей, повсеместно
распространяются в интернете: например, видеоотрывок из его проповеди с
названием «10 причин, почему Иисус не является Богом. Юша Эванс».
В данном фильме Эванс приводит 10 причин,
которые якобы должны опровергнуть христианское учение о Божественности
Спасителя. Исследуем каждую «причину», прокомментировав слова мусульманского
проповедника.
Юша
Эванс: «Иисус утверждал, что знание Бога более велико, чем его знание. Когда
его спросили о часе, то есть о Судном дне, то он сказал: «о том Дне не знает ни
один человек, ни ангелы на небесах, ни Сын. Только Отец обладает знанием об
этом. И если бы Иисус был бы Богом, то он знал бы о Судном дне. Если бы Троица
была истиной, если Отец – Бог, Сын – Бог и Святой Дух – Бог, и все они – одно
целое, то как получается, что один из них не обладает информацией, которой
обладает другой. Если Господь знает, когда наступит час, то Иисус и Святой Дух
должны были знать об этом. Однако Иисус говорит в другом стихе Евангелия от
Иоанна, 14:28: «ибо Отец Мой более Меня» - он признает, что Отец, то есть Бог,
более велик, чем он. Если они были равны, то, как может один быть более
великим, чем другой? Итак, в виду того, что Иисус не обладает знаниями, какими
обладает Бога, то, как он может быть Богом? Видите, эти утверждения очень
четкие и ясные. Из этих же утверждений можно сделать только один вывод: Иисус
не был Богом».
ОТВЕТ:
Упомянутые
в критике мусульманина цитаты из текстов Священного Писания христиан ошибочно
воспринимаются Юшой Эвансом как опровергающие Божество Иисуса Христа по той
причине, что он пренебрегает смыслами христианского учения и вырывает эти самые
цитаты из смысловых контекстов соответствующих отрывков.
В
цитате: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но
только Отец» (Марк 13:32) - используется глагол «oida», переводимый на русский
язык как «видеть», «знать» и имеющий из контекста Писания смысл - «вЕдения
чего-то». То есть открытие знания о Последнем дне находится в вЕдении не Сына,
воспринявшего человеческую плоть, а Отца. Сын Божий знает о дне конца света, но
Он во плоти ограничивает Себя в открытии указанного знания, так как исполняет служение
Мессии. Цель подобного служения - соответствие воли Мессии воле Отца, в ведении
Которого находится право открытия соответствующего знания. Можно сказать, что
Иисус Христос указывает людям, что время эсхатологических событий - это знание
Бога, а не человека: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец
положил в Своей власти» (Деян.1:7); «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни
дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25:13).
Описанное
выше самоограничение Сына называется в христианской догматике «КЕНОСИСОМ»,
смысл которого заключается в том, что Сын стал Человеком!
Вопрос
непраздный: а человек должен знать день Парусии и предшествующих событий? Нет,
не должен, иначе бы его ждала погибель. Вот поэтому Иисус и не открывает дату.
Он в педагогических целях произносит эти слова от лица человечества, указывая
на опасность подобного знания. Кроме того, Иисус Христос на момент сообщения
говорит как бы «притчами», иносказательно, а вот когда Он начинает говорить
прямо, то только тогда апостолы понимают, что Божественный Мессия знает все:
"ДОСЕЛЕ Я ГОВОРИЛ ВАМ ПРИТЧАМИ; но наступает время, когда уже не буду
говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце… Ученики Его сказали Ему:
вот, ТЕПЕРЬ ТЫ ПРЯМО ГОВОРИШЬ, И ПРИТЧИ НЕ ГОВОРИШЬ НИКАКОЙ. Теперь ВИДИМ, ЧТО
ТЫ ЗНАЕШЬ ВСЕ и не имеешь нужды, чтобы
кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел" (Ин.16:25-30).
Теперь
обратим внимание на вторую цитату, Ин.14:28, из которой Юша Эванс вырвал
несколько слов: "ибо Отец Мой более Меня", - но для понимания их
смысла необходимо привести полный текст цитаты:
"Вы
слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то
возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня".
Этими
словами Иисус Христос напоминает, какова цель Его воплощения, говорит о роли
Мессии и о Втором Своем Пришествии. Цель воплощения и роль Мессии -
воссоединение человека и Бога, что должно было осуществиться в раю, если бы
Адам не согрешил. Важным событием, предстоящим указанному воссоединению, будет
Второе Пришествие, о чем напоминают слова: "иду от вас и приду к
вам".
Слова:
"иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня" - означают, что Иисус
возвращается в то Свое состояние, которое Он, как Слово Бога, имел до Своего
воплощения.
Состояние
Богочеловечности Иисуса ниже Божественного из-за добровольного восприятия
человеческой плоти, но Иисус после совершения Своей миссии возвращается к Отцу,
к полному Своему прославлению, то есть к восприятию той славы, что Он имел до
воплощения - славы Бога: «И НЫНЕ ПРОСЛАВЬ МЕНЯ ТЫ, ОТЧЕ, У ТЕБЯ САМОГО СЛАВОЮ,
КОТОРУЮ Я ИМЕЛ У ТЕБЯ ПРЕЖДЕ БЫТИЯ МИРА» (Иоан.17:5) - по этому поводу Лопухин
А.П. комментирует: «Теперь Отец и со Своей стороны пусть прославит Христа у
Себя Самого, т. е. вознесет Его на небо и даст Ему то величие, в каком Он
пребывал от века (ср. 1:1 и сл. ; 8:58). Христос и на земле владел божественною
славою, но эта слава все-таки была сокрыта и только изредка вспыхивала (напр.,
в преображении). Скоро она будет осенять всем своим величием Христа-Богочеловека».
Кроме
того, «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и
тогда воздаст каждому по делам его» (Матф.16:27);
«Иисус
же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии,
когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати
престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Матф.19:28).
«Когда
же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда
сядет на престоле славы Своей» (Матф.25:31);
«Ученики
Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что
так было о Нем написано, и это сделали Ему» (Иоан.12:16);
«Если
Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его»
(Иоан.13:32).
«После
сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь
Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (Иоан.17:1) и т.д.
Таким
образом, можно заметить, что Священное Писание говорит об Иисусе Христе нечто
противоположное тому, что является содержанием проповеди Юши Эванса. Бывший
христианин снова невольно свидетельствует об отсутствии у него каких-либо
основополагающих знаний о христианстве.
Составитель Венецианец Ихтис.
Составитель Венецианец Ихтис.