Ислам и война

Ислам – религия мира или войны? Правы ли те, кто утверждает, что насильственное распространение ислама чуждо ему, или нет? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Что о войне сказано в Коране?

Коран не сразу предписал священную войну своим последователям. Напротив, первые тринадцать лет проповеди Мухаммада были для принявших Коран высшей истиной настоящим испытанием. Много раз после очередных унижений соплеменников и еврейских племен (отказывающихся признать Мухаммада обетованным Мессией), первые мусульмане выпрашивали у своего пророка разрешения на противостояние язычникам Мекки. Но Мухаммад отвечал лишь одно: «Терпите, ибо не наказано мне еще биться»306. Но вот настал переломный 622 год. Мухаммад с верным своим последователем и другом Абу Бакром последними из мусульман бегут из Мекки в Медину. Настала новая эра в истории религии – эра первого исламского государства. Только во время, когда позиция и статус мусульман впервые укрепились, и появилась достаточно мощная армия, пророк провозглашает новые строки повелений Аллаха: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников»307. Вначале это была война мести, война жертвы против бывших палачей. Но ненадолго. Ситуация менялась со степенью уверенности в своих силах. Подписан мирный договор с Курейшем, и против нарушивших его язычников направлено наказание Аллаха: «А когда срок безопасности – запретные четыре месяца – пройдёт, тогда везде убивайте неверных многобожников, нарушающих договор»308.

Но Коран обрушивает свой меч не только на нарушивших перемирие неверных. «Сражайтесь с ними, пока не сгинет неверие и не утвердится вера в Аллаха. Если же они отрекутся от неверия, то не должно быть вражды, кроме как к нечестивцам»309. От этого аята многие исламские полемисты отрекаются, изощряясь в толковании: мол, это все история, это все только о Курейшитах... Но толкование авторитетов (тафсиры) непреклонно – тафсир Аль-Куртуби говорит: «Слова Аллаха «Сражайтесь с ними» указывают нам на обязательность сражения с неверными в любое время и в любом месте... Причиной сражения и есть их неверие (Куфр)... Причиной же остановки сражения является принятие ими ислама»310. С ним согласны и другие алимы прошлого311. Есть и другие строки, упоминать которые проповедники веры Мухаммада не любят, или же маскируют: это те самые аяты, которым вторит Сунна в призыве уничтожения всех без исключения религий. Вот пример: «Сражайтесь с неверными, пока они не перестанут совращать [верующих с пути Аллаха] и пока они не будут поклоняться только Аллаху»312.

Как учит о войне Сунна?

Мухаммад большую часть своей «пророческой» жизни провел в войнах против враждебного Курейша, а также против тех, кто в Медине еще не перешел в религию Аллаха. Главный девиз, главную цель своей борьбы пророк ислама назвал сам: «Было указано мне воевать с людьми до тех пор, пока не засвидетельствуют, что нет Бога кроме Аллаха, и что Мухаммад – пророк Его... Если сделают это, то удержат пролитие своей крови и изъятие имущества»313.

Как же велась война Мухаммада против неверующих? Жестоко и долго. Наложницы, разорение имущества, вырезание всего мужского населения целых племен, рвы, полные трупов жертв – вот картины, которыми пестрит хроника насаждения ислама на Аравийском полуострове. Христианам и иудеям тоже не обещается ничего хорошего. Как сказал пророк ислама: «Если на пути своем встретите обладателей Книг (иудеи и христиане), то не здоровайтесь даже с ними. Заставьте их искать теснейшие, неудобнейшие для них пути»314. Я уже упоминал неоднократно о расправе над еврейским племенем Бани Курейза. Именно это будет лучшей иллюстрацией «мягкости» ислама: «Потом Пророк пошел на рынок Медины и вырыл там несколько рвов. Потом велел их (Курейзитов) привести, и отрубили им головы в этих рвах. Людей приводили к рвам группами ...всего шестьсот или семьсот человек. Говорят также, что их было от восьмисот до девятисот человек. Это продолжалось до тех пор, пока Пророк не покончил с ними... Потом Посланник Аллаха разделил имущество Бану Курайза, их женщин и детей среди мусульман»315.

Слова Сунны и Корана имеют вечную, непреложную для мусульман ценность. Тщетны попытки исламских «профессоров религиоведения» замолчать эти факты, скрыть истинное положение вещей, очевидное: для мусульман наложницы, завоевание мира и насаждение ислама не пережитки прошлого, а вполне реальное, ожидаемое будущее.

Против кого мусульмане могут вести военные действия, а против кого – нет?

Категорически запрещается война мусульман между собой. «Запрещено проливать кровь человека–мусульманина, кроме как ради трех: убийцы, прелюбодея и оставившего джама́а (общину) как отступника»316. Естественно, что война ведется только против немусульман. Но лишь у иудеев и христиан есть право выбора между смертью, эмиграцией за рубеж и налогом (данью) – джизией. Точный объем джизии не установлен самим Мухаммадом и менялся от одного правителя к другому.

Едино или различно учение о войне в разных течениях ислама?

Я сказал бы так: чем дальше стоит течение от ислама первых его веков, тем менее очерчен вопрос войны в его вероучении. Если сунниты и шииты-консерваторы едины в учении о войне и джихаде (сунниты намного больше внимания уделяют этому вопросу, хотя нельзя забывать, к примеру, знаменитой ливанской «Хизбалла»), то в книгах друзов-реформаторов понятие «война» напрочь отсутствует. Думаю, это о многом говорит.

Что такое джихад?

В переводе с арабского «джихад» означает «усилие». Понятие его в исламском богословии довольно широкое, аскетичное: это любой труд, направленный на пользу души и против дьявола317. Однако в своем узком (более используемом) значении джихад означает войну с неверными318. Война эта преследует много целей, главная из которых – возвышение слова Аллаха, продолжение дела Мухаммада в распространении ислама. Основываясь на Коране и Сунне, религиозные авторитеты выделяют в этой войне несколько способов борьбы против неверия: «джихад состоит из джихада руками, сердцем, призывом, аргументом, словом, мнением»319. Конечно, призыв словом – обязанность каждого мусульманина и первое средство проповеди. Но что последует в случае отказа принять Аллаха и его посланника? «Джихад мечом станет прекрасным аргументом после призыва словом»320. Естественно, возникает вопрос о средствах этой борьбы, о ее границах. Каковы средства этой войны? Она не отличается от любой другой (которых уже на долю человечества выпало немало), и, по примеру битв Мухаммада, подразумевает и пропаганду, и провокаторскую работу в тылу, и спонсирование321. Как в любой другой войне, разрешается обман, использование предателей322. Естественно, что именно самопожертвование считается высшей формой джихада и павшему шахиду обещается высшее благо в раю.

Кто такие шахиды, можно ли назвать шахидом самоубийцу, взрывающего себя и находящихся рядом с ним людей?

Шахид, в переводе с арабского, означает «свидетель». Если сравнивать положение шахидов в исламе с христианской системой ценностей (что уже очень дерзко), то у мусульман шахид – это мученик. По слову основателя религии, в раю шахид удостаивается рубинового венца, прощения всех его грехов, семидесяти двух гурий и возможности заступничества за семьдесят близких323 человек. Действительно, истории известно желание мусульман побыстрее «заслужить» это богатство (вспомним, например, средневековых ассасинов Хасана ибн Саббаха). Исключения не составляет и сегодняшний день. Я вспоминаю, как в школах Саудовской Аравии детям внушали вожделение к участи шахида, «правильно» устанавливая ориентиры: вот Коран, вот Сунна, вот тексты, слово Аллаха, а вон там – кафиры и мушрики. Цель твоя – возвышение слова Аллаха, а он уже обещал, что придет день победы, и в этот день даже растения будут призывать меч твой на голову бежавших врагов324. И это – никакая не Аль-Каида, а программа министерства образования Саудовской Аравии.

Кого же можно назвать шахидом? Лишь того, кто отдал свою жизнь в борьбе за имя Аллаха. Но ведение войны предполагает и диверсии. Большинство алимов считает, что такие операции с использованием смертников оправданы лишь в случае сопротивления тех, против которых запрещено воевать, женщин и детей. В иных случаях алимы осуждают применение таких взрывов против мирного населения.

Если мусульмане живут в неисламских странах, должны ли они пытаться их исламизировать или нет?

Да. Лучше всего об этом говорит цитата из книги бывшего верховного муфтия Саудовской Аравии шейха Абд Аль-Азиз ибн База «Призыв к Аллаху»: «Ввиду …распространения неверия и прогресса христианской проповеди, проповедь, как средство распространения истинной религии, стала обязанностью каждого мусульманина, каждого правителя исповедующего ислам, где бы он ни был, словом, делом, речью, через СМИ – любым способом, приносящим видимый результат и пользу. Именно это предписал Аллах всем его рабам»325.


305 Tafsir Al-Baghawi. Tafsir surat al-hadj. С. 388
306  Коран 2:190
307  Коран 9:4
308  Коран 2:193
309 Aj-jamia' liahkam al-Kuran. Al-Kurtubi. Surat al-bakara. С. 329
310 Ср. Tafsir Al-Baghawi. Surat al-bakara. С. 213-214; Tafsir Al-Tabari. Tafsir surat al-bakara. С. 570.
311  Коран 8:39
312 Sahih Al-Muslim. Kitab al-iyman, Bab kital al-nas hatta yakulu la ilaha illa Allah. 22, 36
313   Sunan At-Tirmizi. №1602
314 Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. Перевод с арабского Я.А.Гайнуллина. Москва, 2003.
315 Al-Bukhari. Al-Diyat (6878). Также: Al-Muslim. Al-kisama wa almuharibin (1676)
316 Al-Rikabi.  Al-jihad fi al-islam Damascus, 1997.
317  Manh Al-Jalil sharh mukhtasar jalil. Bab al-jihad. Стр. 134-135
318  Majmua'a al-fatawa lishaykh al-islam ibn Taymiya, 8/399
319 Tafsir al-imam Al-Nisabwri. (4/209)

320 Фатва про помощь в джихаде сектора Газзы. Шейх Хаким аль- Митейри: http://www.drhakem.com/Portals/Content/?info=TlRNMkpsTjFZbEJoWjJVbU1RPT0rdQ==.jsp