Наука и ислам

Часто от апологетов ислама можно услышать, что их религия способствует развитию образования и науки. Так ли это на самом деле?

1Фарес, можно ли назвать образованным человеком пророка ислама Мухаммада?

Так уж исторически сложилось, что Аравийский полуостров во всех жизненных аспектах всегда был периферией. Просто он никому был не нужен. В истории не известно крупных империй, которые были бы заинтересованы бессмысленными барханами полуострова и воинственными племенами-кочевниками, их населявшими. Только Персия заняла стратегически важные южные и восточные побережья. По этой причине возникновение языкознания, грамоты и науки обошло эти края стороной. Образование было доступно лишь немногочисленной купеческой интеллигенции, «прорывающейся» два раза в год на север в Сирию. Однако даже такое образование получали единицы. В такой среде и родился пророк ислама Мухаммад. Образованность не была его сильной стороной. И, что интересно, мусульмане почитают это за честь. В этом они видят доказательство боговдохновенности Корана и Сунны. Ведь иначе безграмотный мужчина не мог сам сочинить такое чудо, в котором его последователи и ныне находят т.н. «научные чудеса»? Сам Коран подтверждает этот факт: «Уверуйте же в Аллаха и в Его Посланника, неграмотного (не умеющего читать и писать) Пророка, который уверовал в Аллаха и Его Слова. Последуйте за ним, дабы вы последовали прямым путем»326.

Но так ли это на самом деле? Думаю, что да. Все «чудеса» Корана соответствуют примитивным народным представлениям тех времен, а тексту далеко до литературного совершенства. Учение Корана пополнялось в соответствии с обстоятельствами жизни Мухаммада, не представляя экстраординарного явления даже для тех времен. Поэтому оснований не доверять этому утверждению нет, а если вслед за мусульманами утверждать, что Коран – это слово Божье, то – тем более.

2Что сказано об образовании в Коране и Сунне?

Коран поощряет познание. «Аллах возвышает степенью тех из вас... которым даровано знание»327. Образование поощряет и Мухаммад: «Поиск (требование) знания – обязанность каждого мусульманина»328. Конечно же, если целью жизни мусульманина является почитание Аллаха, то на первом месте329 стоит знание религиозное.

3Были в истории ислама периоды, когда наука процветала? Если да, то какие этому были предпосылки и почему этот период закончился?

Любопытно стремление апологетов ислама причислить себе лучшие изобретения периода «золотого века ислама» (XIV-XV вв.). В реальности, ислам не привнес в мировую культуру ничего, кроме самого себя, но, тем не менее, исповедующие его высшей истиной утверждают, что именно он стимулировал ученых к исследованию природы и ее законов. Но так ли это?

Судите сами. По словам имама Аль-Ашари, Бог творит мир заново каждый миг330. Следовательно, какой смысл исследовать мир, изменяющийся и образовывающийся по-новому каждую минуту? Плюс Воля Аллаха неизвестна: вдруг завтра вообще все будет иначе, и солнце взойдет на западе? Это так же стимулирует научную мысль, как устав КПСС – развитие религиозных культов...

И все-таки, в «Золотой век» ученые у исламской Уммы были. Великие имена: Хорезми, Джабир ибн Хайан, Аль-Кинди... Но принадлежат ли они исключительно Умме? Очевидно, нет, и вот почему. Родиной большинства этих ученых были Междуречье (Ирак) и Персия, жемчужина Востока, перенявшая знания и элементы религии Греции.

Вы спросили меня о причине окончания этого периода. Я хотел бы ответить вопросом на вопрос: почему после завоевания исламом этих земель плеяда ученых прервалась? ...Ислам привнес в культуру этих земель только самое себя, поглотив все другое. Из наук развивались лишь риторика, филологические дисциплины и архитектура. Другой, отличный от истинно оккупационного поведения пример проявился позже, при завоевании Андалузии в VIII-XV вв. Испано-исламская культура отличалась от исламского Ближнего Востока тем, что завоеватели не побоялись смешать труды своих художников, скульпторов и уже упоминавшихся ученых с плодами и достижениями христианской культуры Европы. Халифы Андалуса показали миру высшую степень мудрости, проявив невиданную и ныне терпимость и восприимчивость к иной культуре. В итоге исламское искусство и европейская наука образовали одно из самых заметных государств в истории человечества.

4Как современные мусульмане относятся к образованию и науке?

Дело в том, что исламский Восток не знал об образовании в традиционном для нас его понимании до колонизации его Францией и Англией. До Саудовской Аравии жажда к знаниям пришла и того позже – в середине прошлого века, когда выяснилось, какие запасы нефти лежат в недрах страны. Королевство осознало перспективы, которые дает «черное золото», и за рекордно короткий срок реформировало все, в том числе и министерство образования. Вслед за социалистической Сирией и либеральным Ливаном, суннитская страна ввела приказ об обязательном среднем образовании. Более того, страна поощряет выезд лучших учеников за границу для получения специальности. Но, увы, в обществе тенденция обратная. Я был свидетелем, как учащиеся 9-го, 10-го и 11-го классов на вопрос о выборе профессии ответили довольно лаконично: пастух...

5Что собою представляет система среднего и высшего образования в странах, где главенствует ислам?

Прежде всего, следует определиться, какие страны мы имеем в виду. В Сирии, Ливане и Египте, например, система образования похожа на европейскую. Школа в этих странах делится на начальную, среднюю и высшую. Обязательным является обучение в начальной школе (неполное среднее образование). Двенадцатый класс заканчивается экзаменами, по количеству баллов которого и определяется круг ВУЗов, доступных для поступления абитуриента. Самый высокий процент баллов требует медицинский ВУЗ (не менее 98%), после него – инженерный (около 90%). ВУЗы организованы по тому же принципу, что и европейские: лекции, зачеты, практика... Интернатура, «аспирантура» (магистратура) и докторантура также устроены по западным стандартам.

Но чем южнее, тем хуже обстоит дело. Возьмем ту же Саудовскую Аравию. Уровень образования низок, точные науки преподаются на примитивном уровне (лишь в 11-м классе ученик впервые слышит про простейшие тригонометрические функции), курс истории охватывает лишь историю исламских стран и завоеваний, а английский алфавит начинают изучать лишь с 6-го класса. Лидируют религиозные дисциплины, арабский язык и литература (курса зарубежной литературы нет). И в ВУЗах, и в школах девиз один: в первую очередь воспитать мусульманина... И становится жаль тех, кто поехал получать высшее образование за рубежом: с их пробелами в знаниях им приходится нелегко...

6Какое место занимают религиозные дисциплины в среднем и высшем образовании исламских стран?

Тут я лучше продемонстрирую свой аттестат, об окончании одной из школ КСА:

«Предметов: 20

Пройдено успешно: 20

Предметы:

-Коран (100 б).

-Толкование Корана (100б).

-Сунна. Изречения пророка Мухаммада(100б).

-Исламская теология (100б).

-Шариат. Исламская юриспруденция (99б).

-Шариат. Исламские обряды (97 б).

-Техника чтения Корана. Таджуид (100б)...

А если учесть, что остальные гуманитарные науки, в саудовской их «трактовке», базируются исключительно на религиозной основе (так как цель жизни человека вообще сводится лишь к почитанию Аллаха), можете представить, какую идеологическую нагрузку заключает в себе такая программа обучения.

7Какие науки наиболее развиты в исламских странах?

Богословские, филологические и обще-гуманитарные: история, социология, педагогика и некоторые другие.

8В исламских странах доступ к образованию одинаковый у мужчин и женщин? Существуют ли какие-либо ограничения на получения образования по религиозному признаку?

Опять же: все зависит от того, насколько далека страна от ислама средних веков. В республике Сирия, например, перед образованием одинаково равны мужчины и женщины, христиане и мусульмане. Более того, женщине не нужно согласие родителей или мужа на поступление в ВУЗ или окончание школы. Религиозные дисциплины в сирийских школах умещаются в одну книгу (1 час в неделю), и зависят от религии учащихся. Дети мусульман учат основы исламского вероучения, а христиан – христианского. Но далеко до этого идеала Йемену, Саудовской Аравии и Бахрейну. Мало того, что женщина полностью зависима от мужчины в вопросе образования (равно как и в любом другом вопросе), в институтах этих стран многие кафедры закрыты для женщин. Только в медицинские, педагогические и экономические (лишь на обучение «канцелярско-секретарскому делу») поступают абитуриентки. Что касается детей христиан, то родители предпочитают отдавать их в частные иностранные школы, где они будут ограждены от ненависти и программы, начиненной идеологией.

9Фарес, есть ли у вас личный опыт обучения в школах Саудовской Аравии? Если да, расскажите о нём.

Я учился в разных школах Королевства Саудовской Аравии более 7-и лет. Эти годы лично мне дали многое. Видение идеологии изнутри, плодов ее насаждения – это самое ценное, что может быть даровано любому стороннему наблюдателю. Дальше я выскажу вещь, которая может поразить многих: молодежь этого государства намного развращеннее их сверстников, проживающих в Европе и США. Низкий уровень образования, поощрение религией человеческих страстей, которое одновременно запрещает их удовлетворение, породили омерзительное повсеместное распространение гомосексуализма, которое юноши не стеснялись проявлять даже в школе. Закрытые стены школ и раздельная система образования не позволяли увидеть, что происходит в учебных заведениях, где учились девушки, но хватило и того, что есть в мужских. Были семена – и налицо плоды...

10Насколько высок процент необразованных людей в исламских странах?

Этот процент достаточно высок. Но если в Египте он составляет, скажем, 20%, то на Аравийском полуострове он выше – около 40–50%

11На ваш взгляд, ислам способствует развитию среднего и высшего образования, а также науки?

Смотря какой ислам. Традиционный, в какой-то мере радикальный, сам логически исключает естественно-научное знание. Лишь очеловеченный, одухотворенный ислам дал возможность развитию культуры, науки, а, следовательно, и образования. Почему? Ответ прост. Вслед за христианской культурой он откликнулся на призыв исследования, а значит, и за призывом Господа к совершенствованию. Взгляд, обращенный вокруг, приближает человека не к исламскому творцу-деспоту, а к истинному Богу-Любви. Остается лишь надеяться, что призыв этот будет услышан, и страны ислама наконец-то вырвутся из тьмы седьмого века к свету познания природы и самих себя.



321 Ibn Al-Kayyim. Zad al-muad 3/301
322 Musnad al-imam Ahmad. №17182
323 «Не настанет конец мира до того, как востанет умма на неверных (иудеев) и победят их. И тогда даже растения, деревья и камни будут говорить: «о раб Аллаха! Вот за мной спрятался враг Аллаха – убей его!». Fath Al-Bari fi sharh Sahih Al-Bukhari6/610
324  Abd Al-Aziz ibn Baz. Al-Daawa wa adab al-duat.
326  Коран 7:158
327  Коран 58:11
328 Ибн Маджа. 1/81. №224 329http://www.alifta.org/Fatawa/fatawaDetails.aspx?BookID=3&View=Page&PageNo=1&PageID=4331     330 Hamud GhurabaAbu Al-Hasan Al-Ashari. Cairo, 1973. С. 86