Вход Господень в Иерусалим. Предательство. Тайная Вечеря. Цена
предательства Христа. Против Христа будут выдвигать ложные обвинения. Христос
будет молчать перед обвинителями. Крестные страдания Христа. Предсказание о
знамениях при Кресте. Грудь Христа будет пронзена. Ветхозаветные пророчества о
распятии. Свидетельство о том, что душа Христа спустится в ад, чтобы спасти
праведников. Всемирное вечное владычество Христа. Второе пришествие.
Вход Господень в Иерусалим.
О событиях входа Господня в Иерусалим говорят три текста древних
Священных Писаний: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се
Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на
молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9,
9–12). Апостолы
прямо относили эти слова ко входу Господню в Иерусалим. Это пророчество не
может относиться не ко Христу, так как Захария – последний царь; в это время и
после не было никаких законных иудейских царей. И когда говорится о царе, то,
конечно, речь идет о Мессии, именно так понимали этот стих все
толкователи-евреи. Царь мира, потому что на осле никто никогда не воевал.
Подъяремная ослица – это символ израильского народа, а молодой осленок –
языческие народы (упрямые, как ослы). «Из уст младенцев и грудных
детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и
мстителя» (Пс. 8,
3); «Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением.
Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это – от Господа, и
есть дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся
в оный! О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же!» (Пс. 117, 21–25). «Сделался главою угла», т. е. объединил два народа –
языческий и израильский. Это пророчество говорит об отвержении Христа. «О Яхве,
хоша-нб (по-арамейски буквально „помоги же!“)» – эти слова распевал народ,
когда Господь входил в Иерусалим.
Предательство.
Предательство Христа описано в 40-м псалме (Пс. 40, 5–13).
Этот псалом полностью мессианский. Здесь говорит Мессия, что он согрешил, т. е.
взял грехи мира на себя. Враги пытаются уничтожить Его, за спиной Его шепчутся.
Велиал – дьявол. То же можно сказать и о 54-м псалме (Пс. 54,
13–22). О том, что ученики разбегутся, говорится в Книге пророка Захарии: «Ему скажут: отчего же на руках
у тебя рубцы? И он ответит: от того, что меня били в доме любящих меня. О, меч!
поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази
пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых» (Зах. 13, 6–7).
Тайная Вечеря.
Тайная вечеря для нас важна не только как прощальная беседа
Господа с учениками, но и момент, когда был заключен Новый Завет.
«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом
Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами
их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот
завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но
вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит
Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду
им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат
брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого
до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже
не воспомяну более»(Иер. 31, 31–34).
Законы будут написаны не снаружи, а внутри, в сердце человека.
Знать Господа будут те, кто вступит в Завет. Невоцерковленный христианин – это
явление несуществующее, так как воцерковление совершается сразу после крещения
(вносят в алтарь). По церковным правилам, те, кого мы называем
невоцерковленными, – отступники (вероотступники). Премудростью Отца является
Иисус – Сын Бога, который зовет на пир. Семь столпов – семь таинств. Слуги –
это апостолы, миссионеры. Обоснование уличной проповеди дано в Книге притчей
Соломона (Прит. 9, 1–6).
Цена предательства Христа.
Об этом подробно написано у пророка Захарии (Зах. 13, 6–7).
Буду пасти овец (еврейский народ) двумя жезлами – наградой и наказанием
одновременно. Я их пасу, но они от Меня отворачиваются, тогда и Я отвернусь и
сломаю жезл благоволения. Миловать их больше не буду (именно в этот момент
Завет, заключенный с Ноем, заканчивается). Пророчество о цене: деньги будут
брошены в церковное хранилище и пойдут на землю горшечника. Пророчество было
написано за 530 лет до Рождества Христова. Почему евреи дали именно эту сумму? Не для
того ведь, чтобы пророчеству Захарии исполниться? В Книге Исход говорится, что
цена убитого раба – 30 серебренников. На момент распятия за один серебренник
давали 4 динария (1 динарий – дневная плата простого работника).
Против Христа будут выдвигать ложные обвинения.
Об этом говорят четыре псалма. 26-й: «Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды,
ради врагов моих; не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на
меня свидетели лживые и дышат злобою» (Пс. 26,
11–12).
У пророка Иеремии Мессией является Давид, это значит, что судьба
Давида – живой прообраз жизни Христа.Второй псалом – 34-й. Этот
псалом также является мессианским. То, что не происходило с Давидом (ему
никогда в жизни не приходилось быть подсудимым), исполнилось над Христом. Без
вины нападают на праведника, воздают злом за добро. 108-й псалом – одно из
ярчайших предсказаний о распятии. В нем имеются предсказания об издевательстве
над Господом на суде и у Креста. В этом же псалме есть прямое предсказание об
Иуде. Последний
из четырех – 2-й псалом: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари
земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
«Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их»» (Пс. 2, 1–3). И
суд Пилата, и суд Ирода, и суд народа.
Христос будет молчать перед обвинителями.
Об этом свидетельствуют псалмы, например: «Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои
стоят вдали» (Пс. 37,
12). В этом стихе речь идет о том, что близкие и друзья Христа будут смотреть
на Него издалека. У Креста стояли только Богородица и апостол Иоанн.
Крестные страдания Христа.
«Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали,
[что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи
наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами
Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою
дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал
добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как
агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда
Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за
преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но
Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.
Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его
принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня
благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет
смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает
многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с
сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к
злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников
сделался ходатаем» (Ис. 53,
4–12).
Этот текст относится только к Иисусу Христу, и все попытки отнести
его к кому-нибудь другому не удались.
21-й псалом описывает крестные страдания Христа. Сам Господь
произносил слова этотого псалма на Кресте. Текст написан за 1015 лет до
Рождества Христова: «Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое
сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей» (Пс. 21, 15) – Он
умрет от разрыва сердца; во время распятия происходит вывих суставов. «Сила моя иссохла, как черепок;
язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной» (Пс. 21, 16) –
страшная жажда от большой кровопотери.«Ибо псы окружили меня, скопище
злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои» (Пс. 21, 17) – ноги и
руки будут пробиты гвоздями (во времена Давида распятия еще не было, оно было
изобретено персами спустя 500 лет). «Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс. 21, 19) – трое
солдат разделили между собой одежды Христа, а багряницу, чтобы не рвать,
делили, кидая кости (жребий).
«Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять
Тебя» (Пс. 21,
23). «Скажи им[братьям Моим]: восхожу… к Богу Моему» (Ин. 20, 17). Христос
обещал Отцу принести спасенное человечество. Перед Христом будут преклоняться
не только верные Богу, но и мятежники, и злодеи. «В Твою руку предаю дух мой; Ты
избавлял меня, Господи, Боже истины» (Пс. 30,
6).
В 68-м псалме также описаны страдания Христа (Пс. 68,
2–37). «Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от
ожидания Бога [моего]» (Пс. 68,
4) – вопль
жажды. «Ненавидящих
меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня
несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать» (Пс. 68, 5) – Невинный
страдает. «Да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да
не затворит надо мною пропасть зева своего» (Пс. 68,
16) – просьба о том, чтобы Господь не остался навсегда в аду.
«И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс. 68, 22) – прямое
предсказание, что Господу дадут пить желчь и уксус. «Излей на них ярость Твою, и пламень гнева Твоего да обымет их;
жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих, ибо, кого Ты
поразил, они [еще] преследуют, и страдания уязвленных Тобою умножают. Приложи
беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою; да изгладятся они
из книги живых и с праведниками да не напишутся» (Пс. 68, 23–29) –
исполнилось над Иерусалимом. «А я беден и страдаю; помощь Твоя,
Боже, да восставит меня» (Пс. 68,
30) – этопророчество о воскресении.
Предсказание о знамениях при Кресте.
«Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем
сияния» (Амос. 5,
20). «И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в
полдень и омрачу землю среди светлого дня. И обращу праздники ваши в сетование
и все песни ваши в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую
голову; и произведу [в] [стране] плач, как о единственном сыне, и конец ее
будет – как горький день»(Амос. 8, 9–10). При
смерти Христа явилась тьма. Праздник Пасхи превратится в плач (многие били себя
в грудь и плакали).
Пророк Амос жил в IX веке до Рождества Христова.
Также предсказания о знамениях во время распятия есть у пророка
Захарии (Зах. 14, 1–9) и в 33-м псалме: «Он хранит все кости его; ни
одна из них не сокрушится» (Пс. 33,
21).
Грудь Христа будет пронзена.
«А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и
умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как
рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12, 10); «Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: от
того, что меня били в доме любящих меня» (Зах. 13,
6).
Ветхозаветные пророчества о распятии.
Такие пророчества есть у пророка Исаии (Ис. 52, 13 – 54, 3).
Этот отрывок использовался апостолами в богослужении на Страстную Пятницу. Это
был главный богослужебный текст, потому что еще не было записано Евангелие. В
синагоге он не используется (изъят из текстов). В пророчестве говорится, что
Господь будет изувечен больше любого человека. При изучении Туринской плащаницы
посчитали, что у Христа на теле было 296 ран.
«Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший
болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что
ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали,
[что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом» (Ис. 53, 3–4) –
отвращение от него еврейского народа; Он – заместительная жертва вместо нас, был
неправедно осужден. «От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он
отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь» (Ис. 53, 8) – о
божественном происхождении; Господь действительно умрет, но не
останется в смерти. «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому
что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53, 9) – Он был
распят вместе со злодеями, предсказание, что Господь будет погребен у Иосифа
Аримафейского.
«Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи,
немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у
имеющей мужа, говорит Господь» (Ис. 54,
1) – неплодная жена – языческая церковь.
Во 2-й главе Песни песней (Пес. 2, 8–14), дается пророчество,
что Гроб Господень нужно
искать за пределами города: описана встреча Церкви и Христа в ущелье скалы
весной, и также есть пророчество о воскресении. «Я сказал Господу: Ты – Господь
мой; блага мои Тебе не нужны» (Пс. 15,
2) – человеческие дары Богу не нужны.«Господь есть часть наследия
моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой» (Пс. 15,
5) – мою судьбу Ты держишь в руках, говорит Христос Отцу. «Межи мои прошли по прекрасным
[местам], и наследие мое приятно для меня» (Пс. 15,
6) – мне приятно то, что Ты дал мне в наследство (Церковь). «Благословлю Господа,
вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя» (Пс. 15, 7) – Христос
получает знание изнутри. «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не
поколеблюсь» (Пс. 15,
8) – Отец всегда по правую сторону от Сына, и Сын всегда по правую сторону от
Отца.
Свидетельство о том, что душа Христа спустится в ад, чтобы спасти
праведников.
«Ты же, Господи, помилуй меня и восставь меня, и я воздам им. Из
того узнаю, что Ты благоволишь ко мне, если враг мой не восторжествует надо
мною, а меня сохранишь в целости моей и поставишь пред лицем Твоим на веки» (Пс. 40, 11–13); «Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня. Господи!
Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу» (Пс. 29, 3–4); «Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни. Строго наказал
меня Господь, но смерти не предал меня. Отворите мне врата правды; войду в них,
прославлю Господа. Вот врата Господа; праведные войдут в них. Славлю Тебя, что
Ты услышал меня и соделался моим спасением» (Пс. 117,
17–21).
«В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить:
«пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и
перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и
мы будем жить пред лицем Его. Итак познаем, будем стремиться познать Господа;
как утренняя заря – явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний
дождь оросит землю». Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие
ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая. Посему Я поражал через
пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой, как восходящий свет. Ибо Я
милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Осия. 6, 1–6); «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему
увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим,
блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15,
10–11); «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу
врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109,
1);«Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и
войдет Царь славы!» (Пс. 23,
7); «Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так
чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога» (Пс. 67, 19).
Всемирное вечное владычество Христа.
«Когда исполнятся дни твои, и ты отойдешь к отцам твоим, тогда Я
восставлю семя твое после тебя, которое будет из сынов твоих, и утвержу царство
его. Он построит Мне дом, и утвержу престол его на веки. Я буду ему отцом, и он
будет Мне сыном, – и милости Моей не отниму от него, как Я отнял от того,
который был прежде тебя. Я поставлю его в доме Моем и в царстве Моем на веки, и
престол его будет тверд вечно» (1 Пар. 17,
11–14); «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу
определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и
дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» (Пс. 2, 6–8); «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал
его» (Пс. 8, 6); «Остры стрелы Твои, [Сильный], – народы падут пред Тобою, – они –
в сердце врагов Царя. Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства
Твоего» (Пс. 44,
6–7); «Он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли» (Пс. 71, 8).
«Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу
врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона:
господствуй среди врагов Твоих. В день силы Твоей народ Твой готов во
благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» (Пс. 109, 1–3); «Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и
в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и
до века. Ревность Господа Саваофа соделает это» (Ис. 9, 7); «И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы,
племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не
прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7,
14).
Второе пришествие.
«Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и
вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой:
«соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве». И небеса
провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог» (Пс. 49, 3–6). «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах
Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь
мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в
царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до
века. Ревность Господа Саваофа соделает это» (Ис. 9,
6–7).
Также пророчества о втором пришествии Христа есть у пророков
Исаии, Даниила, Захарии (Ис. 66, 18; Дан. 7, 13–14; Зах. 14,
4–8).