23.02.2016

Исламский богослов: главный секрет живучести ислама - страх и творимое мусульманами насилие

Один из ведущих египетских богословов и духовный лидер "Братьев мусульман" Юсуф Аль Карадави раскрыл в интервью телеканалу Arab TV секрет долговечности и распространения ислама в мире. Он заключается в шариатском законе о наказании за отступничество от ислама, дальновидно предписанным Мухаммадом (Бухари к.9. т.84. хадис 87).

"Если мы устраним наказание за отступничество от ислама – ислам вообще прекратит существование. Ислам закончился бы сразу после смерти пророка, если бы не этот закон. То есть противостояние отступничеству – это то, что сохранило ислам до сегодняшних дней", - заявил египетский имам.

 "В суре "Трапеза" 5:33 сказано: "Действительно, воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли…"

Согласно толкованию Абу Кулабы, эта сура говорит об отступниках от ислама. И многие хадисы – не один или два, а многие, пересказанные сподвижниками Мухаммада, говорят о том, что любой отступник от ислама должен быть убит. Например, хадис ибн Аббаса гласит: "Убейте того, кто изменит свою веру".

Хадис ибн Масуда: "Убейте тех трёх преступников: прелюбодея, убийцу и отступника, который оставил нашу умму". И это далеко не все высказывания сахабов об отступниках", - подчеркнул Юсуф Аль Карадави.

18.02.2016

Хронологическая "последовательность" сур в Коране

Коран
Перевод с арабского языка.
Г.С. Саблукова.
Третье издание.
Казань. Центральная типография. 1907 г.

Примечание: Суры расположены в хронологическом порядке, согласно данным Исламского Университета в Исламабаде. 

Хронологический порядок сур: 9 6, 68, 73, 74, 87, 111, 81, 1, 92, 89, 93, 94,103, 100, 108, 102, 107, 109, 105, 113, 114, 112, 53, 80, 97, 91, 85, 95, 106, 101, 75, 104, 77, 50, 90, 86, 54, 38, 7, 72, 36, 25, 35, 19, 20, 56, 26, 27, 28, 17, 10, 11, 12, 15, 6, 37, 31, 34, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 51, 88, 18, 16, 71, 14, 21, 23, 32, 52, 67, 69, 70, 78, 79, 82, 84, 30, 29, 83, 2, 8, 3, 33, 60, 4, 99, 57, 47, 13, 55, 76, 65, 98, 59, 24, 22, 63, 58, 49, 66, 64, 61, 62, 48, 5, 9, 110.

17.02.2016

Исламский образ мышления


Понятие Бога в Коране породило и родственный образ мышления у арабов. Хотя и многие другие факторы способствовали развитию процесса мышления и отразились на его содержании, однако, то и дело прорывается типичный исламский образ мышления.
Это становится ясным и на примере понимания «богодухновенности» Священного Писания. В то время, как в нашем христианском понимании богодухновенности включены такие понятия, как слушание, вдохновение от Духа Святого и просветление, делающие человека, несмотря на его ограниченность, соучастником Божьего Откровения, исламское же понимание «богодухновенности Писания» радикально. Аллах буквально по слогам диктовал Мухаммеду свое откровение, так что пророк почти в бессознательном состоянии, как безвольный инструмент владевшего им духа, выдавал свои «суры». С тех пор его пророчество считается завершением всех откровений, в котором человечеству предлагается, по мнению ислама, наивысшая мудрость и глубочайшие знания. Мусульманин не думает, что он принадлежит к несовершенной религии, а наоборот, полагает, что может осчастливить своим примером богопочитания все остальное человечество.
Долгое время из-за благоговения перед «Словом Аллаха» запрещено было заниматься истолковыванием Корана или критически обсуждать содержание «сур», так как все откровения считались ясными, понятными и законченными. И ни один человек, по мнению мусульман, не в состоянии исследовать или обсуждать слова Аллаха. Их можно только пассивно принять, послушно признать и с верностью сохранять, но их никогда нельзя критиковать или развивать. В соответствии с этим и развилась у мусульман способность заучивания наизусть и таким образом накапливать знания. И нередко мусульмане целиком или частично зазубривают Коран, не понимая ни его смысла, ни содержания. Этот пассивный, статический образ мышления формирует и до наших дней всю систему образования в школах и университетах, так что многие арабы несут в себе глубокие знания, эмоционально действующие у них в подсознании, но не способны применить их активно, динамически. Каждый западный учитель, работающий в арабском мире, убеждается на практике в том, что накапливание знаний заучиванием наизусть вовсе еще не означает самостоятельного мышления и что логические, систематически приводимые рассуждения очень редко вызывают активную мыслительную деятельность у мусульман.
Отказ ислама от самостоятельного мышления объясняется и той ролью, которую в его жизни играют предания. Ни один человек не имеет права в спорном случае истолковывать Коран своим разумом и применять его высказывания к своим условиям. Это может один только Аллах! Потому было создано бесчисленное множество преданий, в которых всегда фигурирует Мухаммед, в уста которому были вложены с более или менее правдоподобной канвой искомые откровения. Так само существование преданий является доказательством того, что в исламе совершенно исключается свободное мышление, что им создан совершенно иной, чем на Западе, образ мышления.
Кроме того, Коран написан в форме своеобразных рифм, по-арабски звучащих очень проникновенно. При этом Мухаммед, в угоду рифме, ставил иногда слова не туда, куда следовало бы по смыслу, или изменял слог, чтобы изменить ритм и звучание. Точное содержание имело второстепенное значение. Так из имени «Иисус» в Коране получилось «Иса», тем самым ради звучания было искажено имя, которое превыше всех имен.
Из этого поэтического принципа и возникло у арабов религиозное чувство, вызываемое проникновенным звучанием и выразительным чтением, а не систематической логикой. Наше Евангелие построено совсем иначе. Оно написано не в стихотворной форме, а в прозе и требует углубления, размышления и понимания. О Коране утверждается, что он якобы написан красивейшим языком Бога, Библия же, напротив, имеется лишь в нескладном арабском переводе. И Евангелие звучит в ушах мусульманина чуждо и странно, в то время как Коран подобен светлому стиху, сочиненному самим Аллахом и находящемуся на недосягаемой высоте для всего до сих пор написанного.
Из всего этого видно, почему мусульманину не так просто понять Библию и почему ему не так просто признать ее как основу своего мировоззрения. Он не слышит в ней зовущего порыва, и чтение ее редко пробуждает в нем мыслительный процесс или волевое решение.
В связи с этим нам необходимо научиться думать с позиции мусульман и предлагать заучивать наизусть избранные тексты Библии с тем, чтобы заполнить подсознание мусульман настоящим, истинным Словом Божьим и медленно пробудить в них христианский образ мышления и христианское сознание. Благословенны проповедники, предлагающие не только холодные, догматически ясные проповеди, но и несущие Благую Весть с порывом и чувством.

Абд-аль-Маши, rmssion-center.com

01.02.2016

Захват Грузии мусульманами


Средневековая Грузия. Маленькую христианскую страну постоянно терзают различные захватчики. Храбрые благоверные воины и мученики за Христа — самый многочисленный лик грузинских святых. Верность Христу буквально оплачивается кровью. 

Очередной враг — царевич Джелаль-ад-Дин — захватывает Тбилиси. Он повелевает снять купол с кафедрального собора и усаживается на его верху. Внизу, у моста через Куру, поставлены иконы — те самые, перед которыми молились многие поколения горожан. Царевич повелевает жителям города подходить по одному и, плюнув на образ, живым перейти на другой берег. Возле икон стоят воины с обнажёнными мечами, и не согласных ждёт неминуемая смерть. Подходит первый человек. Крестится, склоняет голову и в последний раз целует знакомый образ. Острый меч мгновенно отсекает голову, и тело первого мученика бросают в реку. Подходит второй, происходит то же. Третий, четвёртый… Люди стоят в длинной очереди за смертью, трепещут, молятся, однако, крестясь, целуют иконы и, обезглавленные, падают в реку. 

До позднего вечера шли ко Христу православные тбилисцы, омывались кровью и уходили в Небо. На иконы не плюнул никто. С удивлением смотрел Джелаль-ад-Дин на мучеников, которых он захватил, но не поработил. 

Протоиерей Андрей Ткачев


31.01.2016

Критическая оценка исламского учения о Христе. Содержание.

Приложение 2. Некоторые хадисы об Исе Масих                                              102

30.01.2016

Критическая оценка исламского учения о Христе. Введение.

Прейти к содержанию             

Скачать полностью работу "Критическая оценка исламского учения о Христе"                                         
В диалоге между христианами и мусульманами часто затрагивается вопрос о личности и природе Иисуса Христа.  Мусульмане считают Его одним из величайших пророков после Мухаммада, а христиане почитают Богочеловеком и воздают Ему поклонения. Почитание Господа Иисуса Христа, явленного во плоти, и поклонение Ему как Богу для мусульман является богохульством, противоречащим не только принципам Единобожия, но и содержанию самой Библии, которую читает сегодня весь христианский мир.
По этому поводу, например, известный исламский миссионер и критик христианства Ахмад Дидат во время диспута с христианином «бросил» громкую фразу своему оппоненту: «Я готов положить голову на плаху, если вы покажете мне в Библии, хотя бы один текст, в котором Иисус говорит о Себе: “Я Бог” или “поклоняйтесь Мне”. Естественно полагать, что Дидат не первый, кто делал подобные заявления. Но, скорее всего, в подражание ему, мусульмане повторяют и сегодня практически те же фразы, обращенные ко христианам через различные миссионерские площадки (книжные издания, публичные лекции, личные беседы, интернет-публикаци и форумы): «Если вы покажете мне в Библии, где Иисус прямо говорит: “Я Бог, поклоняйтесь Мне!”, то я готов отказаться от ислама и принять христианство».
Заявление, конечно, очень пафосное и гибкое в своих основаниях. Пафосное - потомучто направлено на возбуждение у сторонних наблюдателей и у адресата чувства уверенности в позиции мусульман, что якобы действительно нигде в Библии Иисус Христос не называет Себя Богом и не призывает поклоняться Себе. Гибкое - потомучто, как выясняется, мусульманин лишь требует, чтобы слова Христа в Библии соответствовали именно по форме его же выражениям: «Я Бог», «Поклоняйтесь Мне». Смысловые же аналоги этих слов в Евангелии («Я есть Путь, Истина и Жизнь», «Я есть от начала Сущий» и другие откровения о Божественности Христа) мусульмане не идентифицируют как прямое свидетельство, но продолжают распространять очень узкий и предвзятый взгляд на Его образ в Евангелии.
Обоснованные систематические представления о христианском почитании Господа Иисуса Христа представлены на сегодняшний день в огромном количестве в различных трудах, статьях, интернет-заметках. Эта тема давно и достаточно разработана. С ними может ознакомиться любой желающий, имеющий доступ к соответствующим фондам библиотек, к интернет ресурсам, и решить для себя: соответствует ли содержанию Библии Божественное почитание Иисуса Христа или же - нет[1]. Поэтому в этой работе эта тема не будет разбираться подробно, но те или иные недоуменные вопросы мусульман будут рассмотрены в контексте изложения и критики исламских представлений о Христе.
Мусульмане убеждены, что якобы почитание Иисуса Христа великим пророком является самой верной и приемлемой альтернативой для людей размышляющих[2], золотой серединой между двух крайностей: иудейской, совсем не принимающей Христа ни пророком, ни учителем, и христианской, - не только принявшей Христа, но и возвеличившей Его до Божественного статуса. А исламская позиция относительно Христа, якобы,  более реальная, не выходящая за рамки рациональности. Действительно, человеческий разум далек от того, чтобы без колебаний, как само собой разумеющееся принять Богочеловечность Иисуса Христа, назвать Его Богом. Как пишет апостол Петр, Богочеловечность – это такой «камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову» (1Пет. 2:7). Воплощение Бога невозможно охватить человеческим разумом, потомучто Божее – выше разума человеческого.
Но если считать Богочеловечность абсурдным, неким безумием и богохульством, как то определяют мусульмане, то исламские представления об Иисусе Христе, как раз таки, отразили в себе эти «абсурдные» христианские и околохристианские образы Христа, не укладывающиеся, в свою очередь, в исламскую богословскую систему и не имеющие адекватного в нем истолкования.
Поэтому в диалоге с мусульманами должно особо делать акцент на исламском представление об Иисусе Христе как на более абсурдном, противоречивом в контексте исламской концепции, исторической науки и логики, нежели Его Богочеловечность в христианстве. То есть, нужна грамотная критика. В настоящее время нет трудов систематизировано и всесторонне  критикующих исламское представление об Иисусе Христе. Есть только некоторые отдельные заметки в виде статей. Среди них стоит отметить труды Джона Гилкриста, Абд аль-Фади, Гайслера Нормана, Салиба Абдуллы и др.. Но во многих исследованиях те или иные важные моменты не разбираются подробно, упоминаются лишь вскользь и не содержат в себе анализа ответной исламской апологетической реакции. Поэтому есть необходимость в более подробных исследованиях образа Исы Масих в исламском вероучении.
Сегодня христианин, проживая во все расширяющейся мусульманской среде, должен не только правильно обосновывать и защищать основы своего вероисповедания, но и уметь разумно представлять позицию критика. Это необходимо, потомучто исламский прозелитизму свойственно распространять далекие от действительности образы Христа, вводя тем самым в заблуждение как самих мусульман, так и христиан и приверженцев других религий и идеологий. И многие христиане, мало знакомые со своей религией, приходят в смущение от исламского даваата[3], основанного на некорректной критике христианского вероучения о Христе. Также многие мусульмане думают, что исламские и христианские представления о Христе отличаются лишь тем, что в исламе Христос - это всего лишь великий пророк, а в христианстве – Бог или Богочеловек[4].  А все остальные различия якобы являются всего лишь мелочами, ничего не значащими, на которые и не стоит обращать внимание. На самом деле эти «мелочи», при тщательном их исследовании, могут рассказать о многом и могут помощь составить более обширную картину образа исламского пророка Исы Масих.
Объектом исследования дипломной работы является исламское вероучение суннитского течения[5].
Предмет исследования – различные лингвистичекие, исторические, богословские и логические проблемы, возникающие в системе представлений о Христе в рамках суннитского течения ислама.
Целью работы является доказательство несостоятельности исламских богословских представлений о Личности Иисуса Христа
Задачами дипломной работы в связи с указанной целью являются:
1. рассмотреть и систематизировать исламское учение о Христе;
2. исследовать тексты различных  переводов, толкований Корана и хадисов[6];
3. сравнить их с Библейскими Отровениями;
4. исследовать арабские и еврейские понятия, применяемые относительно Христа в Коране, хадисах и в библейской традиции;
4. рассмотреть исламское представление о Христе в свете исторической науки;
5. систематизировать основные проблемы, несуразы, противоречия исламского представления об Иисусе Христе.
Выявления алогичных, абсурдных, противоречивых аспектов в исламском учении о Христе позволят давать более глубокие, взвешенные ответы вопрошающим мусульманам и могут служить надежным багажом знаний для христиан, часто сталкивающимся с проблемой понимания образа Христа в исламском вероучении.
Методы исследования:
- анализ литературы;
- анализ первоисточников: переводов и арабских оригиналов Корана и хадисов;
- изучение и обобщение;
- сравнение;
- моделирование;
- теоретический анализ и синтез;
- абстрагирование;
- индукция и дедукция.
Структура работы составлена в соответствии с целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, разбитых по три параграфа, заключения и двух приложений.
В первой главе в хронологческом порядке – от рождения до второго пришествия - представлены основные этапы пророческой миссии Исы Масих, критика и апологетическая рефлексия. Первая глава состоит из трех параграфов, разбитых в соответствии с этапами служения Масиха. Во второй главе изложены доказательства несостоятельности исламского учения о Христе. В первом и втором параграфе второй главы рассматриваются понятия, примененные относительно Христа, и свидетельствующие об их неосознанном заимствовании из других традиций, в частности, из христианства и его еретических интерпретаций. В третьем параграфе миссия Исы Масих и его последователей рассматривается в лингвистическом (понятие апостольства), историческом, богословском и логическом аспектах.
В заключении дипломной работы подводятся итоги исследований, приводятся тезисные основания, на которых строится вывод в соответствии с поставленной целью.
В конце дипломной работы выведены два приложения. В Первом – список имен, во втором  - некоторые хадисы об Исе Масих, которые не вошли в основное содержание дипломной работы и, которые хотя и упоминаются в основной работе, но нуждаются в их выделении в отдельной таблице, как наглядно и кратко выражающие основную идею дипломного проекта.




[1] Среди работ следует отметить: «Неоспоримые свидетельства» Дж. Макдауэлл, «Может ли современный человек верить в Божественность Иисуса Христа» П.Николаи,  «Бог или пророк» Дж. Гилкрист, «В Поисках утраченного Иисуса» Э. Баннистер, и др.
[2] Можно сказать, что в исламе существует скрытый культ ума. Ислам – это «религия ума». Человек, обладающий огромными знаниями в исламе – все равно, что святой в христианстве. Человек посвящающий свое время получению знаний может даже пропустить намаз и это не будет «грехом», т.е. не возникнет необходимости в восполнении этого намаза. Элемент стремления к знанию, способному якобы решить все проблемы в жизни мусульманина, скорее всего, возникло под влиянием гностицизма
[3] Даваат (دعوة ) - призыв, приглашение. Под этим словом обычно понимается призыв к исламу, который по своему характеру можно определить как прозелитизм
[4] Критикуя христианство, мусульмане мало обращают внимание на то, что Христос – Богочеловек. Потомучто критиковать исключительно Божественность Христа, аппелируя к евангельским стихам о Человечности, представляется более удобным и продуктивным методом даваата
[5] Критика исламских представлений о Личности Христа именно в рамках суннитского течения связано с относительно большей распространенностью в России и во всем мире этого течения. Суннитами или людьми Сунны (ахли Сунна) могут называть себя и шииты в том смысле, что они следуют Сунне пророка. Самые авторитетные хадисы (Бухари, Муслим) суннитов, на которые идет ссылка в этой работе, не признаются шиитами и всячески критикуются, поэтому в диалоге с ними не могут использоваться
[6] Хадис – сообщение о любом слове или деле Мухаммада. Хадисы собраны в сборники, которые имеют различную степень авторитетности. После Корана они имеют второстепенную значимость в религии. Самые авторитетные хадисы содержатся в Сахихе аль-Бухари, Муслима, на которые в основном идет ссылка в данной работе. На остальные хадисы суннитской традиции ссылка производится через труды исламских ученых и богословов