Десятая глава Евангелия от Марка начинается с перикопы о разводе
(10:1-12):
«Отправившись оттуда, приходит в пределы иудейские за иорданской
стороной. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их. Подошли фарисеи и
спросили, искушая Его: «Позволительно ли разводиться мужу с женой?» Он сказал
им в ответ: «Что заповедал вам Моисей?» Они сказали: «Моисей позволил писать
разводное письмо и разводиться». Иисус сказал им в ответ: «По жестокосердию
вашему он написал вам эту заповедь. В начале же творения Бог сотворил их как
мужчину и женщину. Поэтому оставит человек отца своего и мать и прилепится к
жене своей, и будут двое одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». В доме ученики Его опять
спросили Его о том же. Он сказал им: «Кто разведется с женой своей и женится на
другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и
выйдет за другого, прелюбодействует».
Развитию главной темы сопутствует две уже знакомые нам христологические
линии.
Сначала идет географическая информация: Иисус, «отправившись оттуда,
приходит в пределы Иудейские за Иорданской стороной» (10:1). Эти сведения говорят
о постепенном продвижении к Иерусалиму, - идея органически связана со Страстями
(10:33). Следовательно, Мк 10:1 отражает христологию Страстей. В связи с этим
отметим и мотивы фарисеев при дискуссии с Иисусом: «Подошли фарисеи и спросили,
искушая Его: «Позволительно ли разводиться мужу с женой?» (10:2). Словами
«искушая Его» евангелист напоминает о непримиримой вражде фарисеев, их заговоре
против Иисуса. Эта тема – актуализации Страстей.
С другой стороны, ответ Христа на «искушающий» вопрос опять подтверждает Его божественную власть и авторитет: ведь Он, по сути дела, отвергает Моисеево установление о разводе. На встречный вопрос Иисуса фарисеи высказывают мнение, что «Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться (с женой)» (10:4). В поддержку тезиса о дозволенности развода при определенных обстоятельствах они цитируют Второзаконие*. Иисус отвергает эту идею и утверждает нерасторжимость брака, причем делает это в однозначной и императивной форме: «ЧТО БОГ СОЧЕТАЛ, ТОГО ЧЕЛОВЕК ДА НЕ РАЗЛУЧАЕТ» (10:9). Перед нами факт исключительной важности: Мессия, по сути, заменяет Моисееву заповедь собственной новой заповедью, то есть выступает в роли Бога Законодателя.
Высшая власть Иисуса заметно и в том, как именно Он выводит вопрос о разводе на принципиально новый уровень. Иисус объясняет фарисеям, что во Втор.24:1 Бог лишь сделал уступку человеческому жестокосердию, тогда как желает Всевышний постоянного и нерасторжимого единства мужчины и женщины, чтобы двое стали «одной плотью» (10:6-8)**. Разговор о разводе Иисус переводит в тему брака вообще, уделяя особое внимание его сущности и природе***. Более того, Иисус объясняет, в чем состоит уже не уступка «жестокосердию» людей, а подлинная воля Бога. И эта воля связана с правилом: «уже не двое, но одна плоть», Бог СОЧЕТАЛ (их)». Отсюда вытекает априорная невозможность развода. Соответственно, БРАК ПОСЛЕ РАЗВОДА Мессия квалифицирует как ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ (10:11-12), (ибо муж сохраняет брак с первой женой, а последующий брак при нерасторжимости предыдущего делает его прелюбодеем-двоеженцем – ХРИСТОС ЗАПРЕЩАЕТ ПОЛИГАМИЮ!!! – V.I.).
С другой стороны, ответ Христа на «искушающий» вопрос опять подтверждает Его божественную власть и авторитет: ведь Он, по сути дела, отвергает Моисеево установление о разводе. На встречный вопрос Иисуса фарисеи высказывают мнение, что «Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться (с женой)» (10:4). В поддержку тезиса о дозволенности развода при определенных обстоятельствах они цитируют Второзаконие*. Иисус отвергает эту идею и утверждает нерасторжимость брака, причем делает это в однозначной и императивной форме: «ЧТО БОГ СОЧЕТАЛ, ТОГО ЧЕЛОВЕК ДА НЕ РАЗЛУЧАЕТ» (10:9). Перед нами факт исключительной важности: Мессия, по сути, заменяет Моисееву заповедь собственной новой заповедью, то есть выступает в роли Бога Законодателя.
Высшая власть Иисуса заметно и в том, как именно Он выводит вопрос о разводе на принципиально новый уровень. Иисус объясняет фарисеям, что во Втор.24:1 Бог лишь сделал уступку человеческому жестокосердию, тогда как желает Всевышний постоянного и нерасторжимого единства мужчины и женщины, чтобы двое стали «одной плотью» (10:6-8)**. Разговор о разводе Иисус переводит в тему брака вообще, уделяя особое внимание его сущности и природе***. Более того, Иисус объясняет, в чем состоит уже не уступка «жестокосердию» людей, а подлинная воля Бога. И эта воля связана с правилом: «уже не двое, но одна плоть», Бог СОЧЕТАЛ (их)». Отсюда вытекает априорная невозможность развода. Соответственно, БРАК ПОСЛЕ РАЗВОДА Мессия квалифицирует как ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ (10:11-12), (ибо муж сохраняет брак с первой женой, а последующий брак при нерасторжимости предыдущего делает его прелюбодеем-двоеженцем – ХРИСТОС ЗАПРЕЩАЕТ ПОЛИГАМИЮ!!! – V.I.).
Абсолютная прерогатива Христа становится очевидной, когда Он делает
радикальные заявления и осуществляет фундаментальные переоценки священных
традиций. Его заповеди показывают, что изрекает Он их божественной
властью.
----------------------------------------------—
* Втор. 24:1: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего…»
** Учение
Христа основано на Быт. 1:27 и 2:24.
*** Здесь в основу глубокой богословской интерпретации брака положен замысел Божий о творении человека.
*** Здесь в основу глубокой богословской интерпретации брака положен замысел Божий о творении человека.
Димитрий Тракателлис. ВЛАСТЬ И СТРАДАНИЕ: христологические аспекты Евангелия от Марка